ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 372.878
ББК 85.310,70

 БЕЛЯЕВА ИРИНА СЕРГЕВНА

студент, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г.о. Саранск, Россия, lantratovairina@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: детская музыкальная школа, музыкальное образование, мотивация, формирование позитивного отношения к учебе, педагог дополнительного образования, учебная деятельность, музыка.

АННОТАЦИЯ:  В статье рассматриваются проблемы формирования позитивного отношения к учебной деятельности в детской музыкальной школе.

 FORMATION OF POSITIVE ATTITUDE OF STUDENTS OF CHILDREN’S MUSIC SCHOOL TO LEARNING ACTIVITIES

 BELYEAVA IRINA SERGEEVNA

student, FGBOU VO «Mordovia State Pedagogical University

named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia.

KEY WORDS: children’s music school, music education, motivation, formation of a positive attitude towards learning, teacher, learning activities, music.

ABSTRACT: The article deals with the problems of forming a positive attitude towards learning activities in a children’s music school.

 Детская музыкальная школа это учреждение дополнительного образования, осуществляющее свою деятельность для подготовки музыкантов академической музыки и предпрофессионального обучения будущих специалистов музыкального искусства. Детская музыкальная школа на сегодняшний день это усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, которое оказывает огромное влияние на воспитание, формирование мировоззрения и обучение детей [8, c. 41].

В наше время есть проблема в том, что современные дети не заинтересованы в получении музыкального образования, считают занятия музыкой скучным и неинтересным делом. Также причинами могут быть:

– у детей нет музыкальных способностей – пропадает интерес к учебе;

– финансовый вопрос – у родителей нет возможности оплачивать учебу;

– неправильно выстроенный учебный процесс, многое зависит от качества преподносимой преподавателем информации на занятиях.

Проблема подходов к обучению для заинтересованности детей музыкой является актуальной и требует от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии, эстетики. Занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства учащихся. Настало время, когда вопрос о качестве работы педагога, эффективность его музыкально-воспитательной деятельности становятся первостепенными [10, c. 56].

Педагог дополнительного образования – специально содействующий развитию дополнительного образования детей в конкретном учреждении, владеющий педагогикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования детей. Он является равноправным участником совместной деятельности с детьми, способствующий их развитию.

В настоящее время перед педагогом стоит задача, как заинтересовать и мотивировать учеников на занятия искусством, особенно в области классического искусства, сейчас очень сложно. Педагогом должны быть созданы условия для формирования мотивации к приобретению профессиональных навыков в сфере классической музыки. В решении проблемы мотивации необходим комплексный подход, аккумулирующий научный опыт в сфере педагогики, психологии и социологии [6, c. 28].

Для формирования мотивации детей к учебной деятельности в детской музыкальной школе педагогу-музыканту необходимо учитывать специфику мотивации, определяемую возрастными потребностями, важно знать особенности каждого возрастного периода.

Дошкольный период. Данный период является более благополучным для мотивации, выступающий огромным полем для совместного детско-педагогического творчества.

Для него характерны: потребность в новых впечатлениях; потребность в учении как новой деятельности; потребность заслужить похвалу взрослых или как не печально, избежать родительского наказания; потребность стать лучшим, стать отличником.

Методы работы: использование новых интересных авторских методик (наряду с классическими, апробированными временем), наглядных пособий, компьютерных технологий, расширение репертуара за счет введения импровизационных музыкальных и внемузыкальных компонентов, насыщенная внеклассная жизнь и т.д. [4]

Начальная школа. Для этого периода остаются актуальными все вышеперечисленные методы. Но очень важно знать, что в этот период чувство долга возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию. Поэтому здесь необходимо в разумных пределах включать дисциплинарные меры и воспитывать чувство ответственности.

Средние классы. В музыкальной школе этот период является переломным. К 3-4 классу резко возрастает престижная мотивация – желание получить высокую отметку. В этот период ученики либо бросают обучение музыке, либо у них происходит резкий качественный скачок в профессиональном развитии.

Причины: физиологические (начинается гормональная перестройка), психологические. Если к этому периоду ученик не добился определенных успехов, а занятия музыкой приобретают все более стрессовый характер, срабатывает защитная психологическая защита и ученик уходит из школы.

Старшие классы. Период очень интересный, но по-своему сложный. Здесь происходят процессы активной персонификации личности и стремление образовать свое, недоступное для взрослых, пространство. Попытки самоутверждения могут приводить к протестным действиям. Необходима дифференциация в использовании педагогических методов воздействия по гендерному принципу. Девочки требуют щадящего критического отношения. С мальчиками можно быть жестче. Здесь в мотивации учеников заметно усиливаются прагматичные тенденции [4].

Пути повышения мотивации учащихся детской музыкальной школы к учебной деятельности:

–  Организация групповых, коллективных занятий музыкой (на музыкальных инструментах), для реализации потребности учащихся в коллективном общении.  Несмотря на преимущества, индивидуальные занятия не имеют в то же время целого ряда возможностей воздействия преподавателя на ученика, доступных при коллективных занятиях, где сила коллектива активно сказывается через соревнование, критику, оценку достижений учеников своими товарищами. Кроме того, ряд ценных качеств и навыков легче привить учащимся через работу в коллективе: воспитание внимания, воли, дисциплины, навыки саморегуляции, умения добиваться общей цели.

– Личная профессиональная подготовка педагога-музыканта. Только личная убежденность педагога способна вызвать ответную реакцию ученика. Для того, чтобы «влюбить» ребенка в музыку, надо быть самому беззаветно преданным ею [11, c. 37].

– Организация «Дней открытых дверей», для приобщения детей и их родителей к классической музыке, проведение конкурсов, мероприятий.

– Формирование профессиональных классов игре на традиционно популярных инструментах, таких как околело, клавишный синтезатор и т.д.

– Организация коллективного творчества. В практической направленности обучения, осуществляющейся в непосредственной исполнительской деятельности через коллективное творчество в составе школьного ансамбля или оркестра. Оркестр – это не только возможность реализации коммуникативных потребностей, но и обеспечение возможности самореализации и социального творчества каждому учащемуся, обеспечение развития его индивидуальности [11, c. 38].

Потенциал для становления и развития компетенций заключается:

  1. В разнообразной, многоуровневой системе представления результатов учебного процесса (смотры, конкурсы, фестивали, концерты, просветительские мероприятия), ориентированной на включение обучающихся в реальную исполнительскую и просветительскую деятельность.
  2. В оптимизации социального и психологического сопровождения учебного процесса: в «субъект – субъектной» системе построения взаимоотношений, которые основаны на сотрудничестве и сотворчестве. Это положение должно стать реальным построением отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе преподавателя с одной стороны, и стремление педагога быть значимым для ребенка, с другой.
  3. В уникальности кадрового состава, основу которого составляют профессионалы, обладающие новым мышлением и передовыми педагогическими технологиями. Это коллектив творчески увлеченных музыкантов – «народников», стремящихся пропагандировать национальное искусство через личную исполнительскую деятельность, активную включенность в музыкально – просветительскую работу.
  4. В активизации профориентационной деятельности. Преподавателю, как проводнику народного инструментального искусства, важно целенаправленно вводить народные музыкальные традиции в комплекс учебно-воспитательной деятельности по формированию у учащихся музыкальной и эстетической культуры. Но не только, необходимо создавать проблемные учебные ситуации по формированию внутренней мотивации, в которых учащийся оказывался бы в роли преподавателя, имел возможность применить и оценить свои практические навыки.
  5. Особую значимость выделим в расширении социального партнерства с образовательными и культурными учреждениями [5, c. 220].

Таким образом, все это позволяет повысить мотивацию учащихся детской музыкальной школы к учебной деятельности. Также в организации мотивации необходимо создавать для ребенка состояние успеха. Для этого важно отмечать все моменты, когда ребенок действительно прилагает много усилий для преодоления трудностей в учебе и у него это получается. Это станет отличным стимулом к учебе. Проявляя интерес к успехам и неуспехам ученика, нужно вместе с ним проанализировать, что способствовало тому или иному результату.

 

Список использованных источников

  • Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 380 с. – ISBN 5-8016-0034-5. – Текст : непосредственный.
  • Акимова, М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — Москва : Знание, 2012. – 80 с. – ISBN 5-07-002373-X. – Текст : непосредственный.
  • Берцфаи, Л. В. Становление учебной деятельности / Л. В. Берцфаи // Особенности психического развития. – Москва : Педагогика, 1988. – 136 с. – ISBN 5-8268-0421-1. – Текст : непосредственный.
  • Валгуснова, Е. Н. Проблема развития музыкально-познавательного интереса учащихся на уроках музыки / Е. Н. Валгуснова // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: http://www.scienceforum.ru /2015/1346/10281(дата обращения: 30.01.2022).
  • Гажим, И. Ф. Еще раз о цели музыкального образования / И. Ф. Гажим // Теория музыкального образования. – М. : Аркти, 2004. – С. 220–233.
  • Гришанович, Н. Н. Развивающая основа общего музыкального образования в современной школе / Н. Н. Гришанович // Теория и практика музыкально-педагогического образования. – Минск, 2002. – С. 28–33.
  • Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис. — Москва : Просвещение, 1990. – 192 с. – ISBN 5-09-001744-1. – Текст : непосредственный.
  • Мартынова, Е. В. Общее музыкальное образование в контексте Федерального государственного образовательного стандарта / Е. В. Мартынова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2016. – № 1. – С. 41–46.
  • Узнадзе, Д. Н. Мотивация и деятельность / Д. Н. Узнадзе. — Москва : Педагогика, 2013. – 244 c. – ISBN 5-89395-023-2. – Текст : непосредственный.
  • Хаустова, Ю. П. Проблема формирования музыкального интереса у детей / Ю. П. Хаустова // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – № 4. – С. 56–61.
  • Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г. И. Щукина. — Москва : Педагогика, 2009. — 168 с. – ISBN 5-7155-0181-4. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий